13 апреля 2022

Итоги заседания рабочей группы № 4/26-1, прошедшего 07 апреля 2022 года

Технологическое направление 4.
Технологии создания морского радиоэлектронного оборудования и систем управления
(«Судовое приборостроение»)
 

Рабочей группой рассмотрены презентационные материалы, представленные с учетом рекомендаций рабочей группы согласно протоколам: № 4/22от 02.12.2021,
№ 4/23-1 от 16.12.2021 1 этапов работ, выполняемых в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений»:

  • ОКР «Модернизация судовой радиолокационной станции с системой автоматической радиолокационной прокладки (САРП) в части новых функций дистанционного управления и обнаружения малоразмерных надводных целей (X band и S band)», шифр «Маяк-радиолокация» (государственный контракт
    № 21411.1810190019.09.014 от 17.11.2021 г.);
  • ОКР «Разработка системы автономного судовождения в порту (БЭС-СП)», шифр «Маяк-САС» (государственный контракт № 21411.1810190019.09.015 от 19.11.2021 г.);
  • ОКР «Разработка системы управления движением судов (СУДС) нового поколения с использованием технологии е-Навигации», шифр «Маяк-СУДС» (государственный контракт № 21411.1810190019.09.016 от 12.11.2021 г.);
  • ОКР «Разработка системы управления и проектирование буксира-автомата», шифр «Маяк-СУ-БА» (государственный контракт № 21411.1810190019.09.018 от 17.11.2021 г.).

Рабочая группа отмечает:

по ОКР «Маяк-радиолокация»

  • рекомендации рабочей группы согласно протоколам № 4/22от 02.12.2021,
    № 4/23-1 от 16.12.2021 выполнены не в полном объеме
  • в ТЭО отсутствуют расчеты, подтверждающие надежность и работоспособность конструкции, нет затрат на организацию серийного производства и эксплуатацию разработки, не обоснована стоимость разработки;
  • обратить особое внимание на порядок применения задела по отдельным разрабатываемым узлам ОКР, с учетом действующего законодательства по РИД, с отражением соответствующих сведений в отчете о патентных исследованиях. Откорректировать отчет о патентных исследованиях согласно ГОСТ.
  • определить характеристики предполагаемого судна для испытаний;
  • согласовать сопряжение разрабатываемых аппаратно-программных средств с другими разрабатываемыми средствами ОКР федерального проекта «Автономное судовождение» в рамках инициативы «Маяки развития технологий»;
  • оформить результаты выполнения ОКР строго в соответствии с действующими стандартными нормативными требованиями, указанными в техническом задании;
  • рассмотренные материалы в целом соответствуют техническому заданию.

по ОКР «Маяк-САС»

  • рекомендации рабочей группы согласно протоколам № 4/22от 02.12.2021 учтены;
  • необходимо предоставить детальную информацию об используемом заделе для Автономной навигационной системы (АНС, АО «Геодинамика»), и Системы координированного управления (СКУ, разработчик АО «ОСК-Технологии), включая информацию о применяемых серийно изготовляемых аппаратных и программных составных частях данных систем, документы по испытаниям и/или опытный/промышленной эксплуатации данных частей, подтверждающие заявляемые технические характеристики;
  • представить технические решения по всем составным частям;
  • уточнить как подтверждается точность пришвартовки;
  • предоставить проработки технических решений БЭС-СП;
  • определить буксир и судно для проведения испытаний опытного образца;
  • согласовать сопряжение разрабатываемых аппаратно-программных средств с другими разрабатываемыми средствами ОКР федерального проекта «Автономное судовождение» в рамках инициативы «Маяки развития технологий»;
  • рассмотренные материалы в целом соответствуют техническому заданию.

по ОКР «Маяк-СУДС»

  • рекомендации рабочей группы согласно протоколам № 4/22от 02.12.2021 учтены;
  • необходимо проработать алгоритмы взаимодействия (передача данных и порядок их применения) ПАК СУДС с АНС МАНС с учетом разрабатываемых систем поддержки принятия решений (п.4.5.2.17), при условии, что оператор СУДС не управляет МАНС, а только осуществляет контроль и передачу информации и данных на судно;
  • согласовать сопряжение разрабатываемых аппаратно-программных средств с другими разрабатываемыми средствами ОКР федерального проекта «Автономное судовождение» в рамках инициативы «Маяки развития технологий»;
  • рассмотренные материалы в целом соответствуют техническому заданию.

по ОКР «Маяк-СУ-БА»

  • рекомендации рабочей группы согласно протоколам № 4/22от 02.12.2021 учтены;
  • необходимо предоставить детальную информацию об используемом заделе для Системы координированного управления (СКУ, разработчик АО «ОСК-Технологии), включая информацию о применяемых серийно изготавливаемых аппаратных и программных составных частей данной системы, в том числе для управления группой эксплуатации данных частей, подтверждающие заявляемые технические характеристики;
  • необходимо предоставить научно-обоснованные планы швартовых операций с участием буксиров –автоматов с детальным описанием к4аждой операции и особенностей выполнения на основе инфраструктуры САС (п. 6.28 ТЗ);
  • необходимо представить подтверждение возможности поставки импортных электромагнитных швартовых устройств, либо детальный план-график разработки отечественных электромагнитных швартовых устройств (совместно с предприятием данного оборудования), с учетом сроков выполнения ОКР и строительства головного образца буксира-автомата;
  • согласовать сопряжение разрабатываемых аппаратно-программных средств с другими разрабатываемыми средствами ОКР федерального проекта «Автономное судовождение» в рамках инициативы «Маяки развития технологий»;
  • рассмотренные материалы в целом соответствуют техническому заданию.

Рабочая группа решила:

  1. Провести очередное заседание рабочей группы для рассмотрения промежуточных результатов ОКР «Маяк-радиолокация», ОКР «Маяк-САС», ОКР «Маяк-СУДС», ОКР «Маяк-СУ-БА»;
  2. Определить ответственных членов рабочей группы за рассмотрение отдельных составных частей ОКР «Разработка системы автономного судовождения в порту (БЭС-СП)» шифр «Маяк-САС» на предмет правильности и полноты принятых технических решений:

Наименование составной части

Фамилия И.О.

Система автономного судовождения (САС), включая:

Автономная навигационная система (АНС)

Система координированного управления (СКУ)

Система высокоточной проводки и швартовки (СВПШ)

Гидроакустическая система позиционирования (ГСП)

Оптическая система анализа (ОСА)

Жуков С.Ю.

Береговая система мониторинга швартовых операций (СМШО)

Рогинский К.А.

Морская автоматическая система гидрометеорологического мониторинга (АСГММ)

Грязин Д.Г.

Пост дистанционного управления
(Пост ДУ)

Лапшин К.В.

Носимый лоцманский комплект ТСВП (НЛК ТСВП)

Рогожников А.В.

Морская отказоустойчивая система связи (МОСС)

Старик С.И.

Рабочая группа отметила необходимость проработки вопроса выполнения работ и мероприятий по системному инжинирингу в рамках проекта в целом, неучтенных в каждой отдельной ОКР, в том числе проведения комплексных испытаний разрабатываемых аппаратно-программных средств.

Рабочая группа рекомендует рассмотреть предложение, поступившее от АО «ИЦС» о возможности организации ОКР «МАЯК- ШВАРТОВКА» т.к. это перспективное направление швартовки к причалам, в шлюзах, аварийно-спасательных операций таких, как пожар и т.д.