28 июля 2022

Итоги заседания рабочей группы № 4/30, прошедшего 27 июля 2022 года

Технологическое направление 4.
Технологии создания морского радиоэлектронного оборудования и систем управления
(«Судовое приборостроение»)

 

Рабочей группой рассмотрены  презентационные материалы по закрытию 1 этапа работы, выполняемой в рамках реализации федеральных и ведомственных проектов в сфере развития судостроения, являющихся структурными элементами государственных программ Российской Федерации:
  • ОКР «Разработка береговой радиолокационной станции для оснащения систем управления движением судов», шифр «Маяк-БРЛС»; (государственный контракт № №22411.4726J90019.09.004 от 30.05.2022 г.), этап 1.

Рабочая группа отмечает:

по ОКР «Маяк-БРЛС»
1) Оценка полноты представленной на рассмотрение документации.
Представленные в адрес рабочей группы доклады и презентационные материалы не содержат полную информацию, отражающую объемы выполненных работ и разработанной документации, решение задач и достижение целей рассмотренного 1 этапа ОКР.
В частности, основные элементы, подлежащие разработке - антенный пост и универсальный пульт описаны недостаточно точно, особенно в алгоритмическом плане. 
2) Оценка соответствия полученных результатов этапа темы требованиям контракта.
Представленные результаты по выполнению 1 этапа ОКР «Маяк-БРЛС», не позволяют рабочей группе сделать вывод о полном соответствии требованиям государственного контракта.  Нарушены сроки представления материалов, определенные приказом Минпромторга России от 14 марта 2022 г. № 781.
3) Прогноз перспективы использования результатов: 
РЛС в береговой модификации, обеспечивающих наблюдение за надводной обстановкой, автоматическое распознавание и идентификацию надводных объектов будет применяться на акваториях движения МАНС с целью:
  • организации эффективного и безопасного движения (в том числе для предотвращения загрязнения и защиты окружающей среды);
  • повышения осведомленности (предоставление дополнительной информации) операторов СУДС и ЦДУ МАНС;
  • выполнения отдельных функций системы управления движением судов при применении судовых технологий МАНС и интеграция информации новой РЛС в действующую СУДС.
Потенциальные потребители РЛС – организации Минтранса и ФГУП «Росморпорт», СУ ДС высшей категории, администрация морских портов, Государственные корпорации, судоходные компании.
4) Предложения по вопросу закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД).
Исключительные права на результаты интеллектуальной собственности, созданные в рамках государственного контракта на ОКР «Маяк-БРЛС» принадлежат Российской Федерации в лице Минпромторга России.
 
Рабочая группа рекомендует:
 
  • уточнить концептуальную новизну предлагаемых решений, их соответствие программам развития безэкипажного морского транспорта, а также новизну предложенной реализации БРЛС (в части антенного поста, в части обработки), показать сравнительные эксплуатационные характеристики с имеющимися на рынке аналогами;
  • получить согласование перечня типов обнаруживаемых и распознаваемых объектов с потенциальным потребителем (ФГУП «Росморпорт»);
  • показать на примерах (с использованием морских карт) предварительные места размещения внешнего оборудования береговой модификации РЛС с указанием слепых зон в районе развертывания СУ ДС;
  • обосновать и согласовать с заказчиком применение импортных изделий и ПО;
  • представить чертежи общего вида;
  • уточнить, какой пульт управления из представленных будет реализовываться (либо реализуются оба);
  • нужно показать эффект от влияния внедрения БРЛС на безопасность применения МАНС в прибрежной и портовой зонах;
  • показать сравнительные данные по параметрам надежности, стоимости, долговечности, характеристик обработки, достигнутым лучшими отечественными и зарубежными БРЛС, перспективы замены импортной комплектации на отечественные аналоги;
  • согласовать параметры БРЛС и требования к информационно-техническому сопряжению необходимо с проводимой ЗАО «Институт телекоммуникаций»
    ОКР «МАЯК-СУДС»;
  • запланировать в ходе апробации разрабатываемых технических решений проверки БРЛС на аналогах малоразмерных МАНС с их элементами движения;
  • уточнить схему деления и структурную схему. Представленные на заседании рабочей группы схема деления, структурная схема и схема аппаратуры обработки информации противоречат друг другу. Из разработанной на этапе и представленной на заседании рабочей группы схемы деления следует, что в ОКР разрабатываются только корпус пульта, антенна и устройство опорно-поворотное, что видимо не соответствует действительности. Их деление на элементы не представлено. Схема деления не соответствует представленным вариантам исполнения универсального пульта. Окончательный вариант исполнения не определен, что необходимо было сделать на данной этапе;
  • представить полное описание аппаратуры обработки, в т.ч. в алгоритмическом плане;
  • обеспечить соответствие предлагаемых технических решений Приказу Минтранса РФ от 23.07.2015 № 226 «Об утверждении требований к радиолокационным системам управления движением судов, объектам инфраструктуры морского порта, необходимым для функционирования глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности, объектам и средствам автоматической информационной системы, службе контроля судоходства и управления судоходством» в части требований к радарам и интерфейсу;
  • рассмотреть возможность приобретения составных частей БРЛС у российских компаний (например, радаров АО «Равенство»);
  • в соответствии с исходными техническими требованиями, утвержденными Росморречфлотом, необходимо предусмотреть возможность выбора оператором одного из трех режимов: «только РЛС», «АИС/АСОТ», «автоматический выбор интегрированных данных: АИС/АСОТ и радионавигационного судовождения». На 2 этапе при разработке РКД учесть это требование при разработке программного обеспечения;
  • определить в каком стандарте будет проводиться работа;
  • уточнить характеристики термосканера, используемой модификации;
  • четко указать диапазон рабочей частоты БРЛС;
  • указать потенциальных потребителей;
  • привести расчет механической прочности антенного поста в эскизном проекте;
  • проработать взаимодействие СУДС - какая и в каком виде информация должна передаваться;
  • отработать и согласовать функционал сопряжения с потребителями информации, т.к. проработка перечня необходимых функций разрабатываемого изделия на этапе технического проектирования не выполнена;
  • доработать ТЭО. В презентационных материалах не представлены материалы ТЭО и раздела пояснительной записки пояснительного проекта «Ожидаемые технико-экономические показатели» (представлена лишь предполагаемая цена опытного образца);
  • рассмотреть возможность снижения массы антенного поста;
  • получить номера отраслевой регистрации;
  • дополнительно обосновать технические характеристики. При максимальной дальности 5 морских миль и скважности передатчика 10 длительность импульса не может быть более 6,7 мкс. В данных по передатчику указана длительность до 120 мкс, но у такого импульса мертвая зона – 18 км (9.7 мили);
  • представить данные по сигналу – простой импульс, ЛЧМ. ФКМ и т.д. Указать какая полоса сигнала, каково разрешение;
  • уточнить расчеты дальности - не указана длительность сигнала, что может ставить под сомнение полученные результаты;
  • привести данные ЭПР цели (указать на слайде № 14 данные ЭПР с учетом подходов, которые применялись к расчёту интерференционного множителя);
  • пояснить конструкцию антенны – линейки горизонтальные или вертикальные, как осуществляется «запитка» линеек, какое амплитудное распределение в горизонтальной и вертикальной плоскости;
  • уточнить шкалы дальности (в материалах-до 5 миль);
  • уточнить данные по зарубежным аналогами (перепутаны данные по ширине ДН антенны, БРЛС «Terma Scanter» имеет много модификаций, какой из них выбран);
  • оценить возможность оформления частотной заявки. В соответствующем решении ГКРЧ указан жесткий диапазон БРЛС используемого излучения, и использование диапазона, указанного в разрабатываемой БРЛС (9300-9500 МГц) не позволит потребителю получить разрешение на эксплуатацию данной станции;
  • откорректировать пояснительную записку в соответствии с ГОСТ 2.120-2013 и указанными замечаниями.

Рабочая группа решила:
провести повторное заседание с целью рассмотрения результатов 1 этапа ОКР «Маяк-БРЛС» с учетом устранения представленных замечаний.