7 октября 2020
Итоги заседания НКС № 45, прошедшего 02 октября 2020 года
ПРОТОКОЛ
заседания научно-координационного совета в режиме видеоконференцсвязи по рассмотрению результатов выполнения тематики по государственной программе Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений»
от 02 октября 2020 г. № 45
Председательствовал:
председатель научно-координационного совета (далее - НКС),
генеральный директор - научный руководитель
АО «Акустический институт имени академика Н.Н. Андреева»
Гладилин Алексей Викторович
Присутствовали:
Заместители председателя НКС
научный руководитель ФГУП «Крыловский государственный научный центр» |
Половинкин Валерий Николаевич |
генеральный директор АО «ЦНИИ «Курс» |
Ханычев Виталий Викторович |
Члены НКС
начальник отделения программных исследований и планирования ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (ответственный секретарь НКС) |
Карышев Игорь Владимирович |
исполнительный директор АО «ЦКБ «Лазурит» |
Апполонов Евгений Михайлович |
вице-президент по техническому развитию АО «Объединенная судостроительная корпорация» |
Бойцов Василий Борисович |
генеральный директор АО «ЦНИИ морского флота» (по согласованию) |
Буянов Сергей Иванович |
заместитель генерального директора по научно-производственной деятельности АО «ЦТСС» |
Габдрафиков Юрий Михайлович |
заместитель генерального директора – руководитель Представительства ФГУП «Атомфлот» в Москве |
Головинский Станислав Акимович |
советник заместителя генерального директора – руководителя Московского представительства ФГУП «Крыловский государственный научный центр» |
Клячко Лев Михайлович |
генеральный директор НИЦ «Курчатовский институт - ЦНИИ КМ «Прометей», член-корреспондент РАН |
Орыщенко Алексей Сергеевич |
главный научный сотрудник – консультант ФГУП «Крыловский государственный научный центр», член-корреспондент РАН |
Пустошный Александр Владимирович |
проректор по научной работе ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» |
Сергеев Виталий Владимирович |
заместитель генерального директора по качестве АО «ЦКБ МТ «Рубин» |
Соколов Сергей Анатольевич |
ректор СПбГМТУ |
Туричин Глеб Андреевич |
и.о. вице-президента по гражданскому судостроению/ директор Департамента гражданского судостроения АО «ОСК» |
Шакало Игорь Вячеславович |
(за Вавилова В.В.) начальник Управления ПАО «Газпром» |
Сушков Дмитрий Викторович (доверенность от 17.10.2019 г. №03/35/3-ВВ-07) |
(за Мошнякова Д.А.) начальник отдела продаж гражданской продукции АО «Концерн «Моринсис-Агат» |
Семилеткин Павел Александрович (доверенность от 01.09.2020 г. №0089126) |
(за Петренко В.Е.) главный технолог ПАО «Газпром» |
Сувалов Анатолий Борисович (доверенность от 25.09.2020 г. № 03/07/09/-ПВ-89) |
(за Сухопарова П.Д.) начальник управления ФГОЗ и ИП АО «Концерн МПО – Гидроприбор» |
Панков Игорь Борисович (доверенность от 13.02.2020 г. №32) |
(за Хорошева В.Г.) заместитель начальника отделения – начальник отдела 43 ФГУП «Крыловский государственный научный центр» |
Попов Леонид Николаевич (доверенность от 07.07.2020 г. № б/н) |
(за Чигая С.Е.) руководитель направления по организации закупок ООО «Газпромнефть-Сахалин» |
Антонов Ян Игоревич (доверенность от 30.01.2020 г. № 06-02-03/000136) |
(за Шипико В.В.) заместитель генерального директора по инновационной деятельности АО «Концерн «Океанприбор» |
Ивакин Ян Альбертович (доверенность от 30.01.2020 г. № 034-04/295) |
1. О внесении изменений в Регламент работы научно-координационного совета по реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений».
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Доклад – И.В.Карышев. Прения – А.В.Гладилин)
Заслушав доклад ответственного секретаря НКС,
НКС отмечает:
1.1. В соответствии с проколом НКС от 15 июля 2019 года №37 НКС утвержден Регламент работы научно-координационного совета по реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений».
1.2. От Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России поступило письмо (от 22.07.2020 г. № 51578/09) с поручением внести изменения в регламент работы НКС с целью усиления контроля:
- по внедрению результатов НИОКР, выполняемых за счет средств федерального бюджета в рамках Госпрограммы;
- за сопровождением государственных контрактов, в части приемки результатов (этапов) научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
1.3. На данное заседание вынесены изменения и дополнения к Регламенту работы НКС.
НКС решает:
1.4. Утвердить Регламент работы научно-координационного совета по реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» с учетом замечаний и предложений.
2. О внесении изменений в составы рабочих групп
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Доклад – И.В.Карышев. Прения – А.В.Гладилин, С.А.Соколов)
Заслушав доклад ответственного секретаря НКС,
НКС отмечает:
2.1. В адрес секретариата НКС поступили письма от АО «Концерн «МПО-Гидроприбор», АО «ОСК-Технологии», АО «СПМБМ «Малахит» и АО «ЦТСС», АО «Инженерный центр судостроения», содержащие предложения по изменению персональных составов рабочих групп №1, №2, №3, №5 и №6.
2.2. На заседании соответствующих рабочих групп предложения были рассмотрены и вынесены на данное заседание.
НКС решает:
2.3. В соответствии с п. 4 Положения о Научно-координационном совете по реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений», утверждённом Приказом Минпромторга России от 14 декабря 2015 года № 4024 и изменениями к приказу от 04 марта 2020 года №716, утвердить изменения к персональным составам рабочих групп №1 (протоколы РГ №1/22 от 06.07.2020 г. и №1/23 от 29.09.2020г.), №2 (протоколы №2/19 от 18.08.2020 г. и №2/20-2 от 25.09.2020 г.), №3 (протокол №3/48 от 24.09.2020 г.), №5 (протокол №5/14 от 01.10.2020 г.) и №6 (протоколы №6/22 от 18.09.2020 г. и №6/23 от 30.09.2020г.).
3. О рассмотрении результатов выполнения тематики по государственной программе Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений»
______________________________________________________________________________________________________________________
(Доклады – Н.Н.Федонюк, О.В.Сыч, С.А.Маньковский, М.Ю.Баев, А.А.Родионов, С.Б.Малышкин, О.А.Петров, В.Д.Горбач, Н.В.Антропова. Прения – Я.И.Антонов, Е.М.Апполонов, В.Б.Бойцов, А.В.Гладилин, С.А.Головинский, И.В.Карышев, Л.М.Клячко, Г.К.Муранов, А.С.Орыщенко, В.Н.Половинкин, Л.Н.Попов, А.В.Пустошный, В.В.Сергеев, В.А.Сизов, А.Б.Сувалов, С.А.Соколов, Г.А.Туричин, В.В.Ханычев, В.В.Чугунов, В.М.Шапошников и др.)
Заслушав и обсудив доклады по рассмотрению результатов выполнения ОКР в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений»: ОКР «Адгезия-МА», ОКР «Арктическая сталь-2», ОКР «Покрытие», ОКР «ПТЭС», ОКР «ПРР-Арктика-2», ОКР «Изоляция», ОКР «Контактор-Э», НИР «Актуализация-сварка» и НИР «Регламентация-СП»,
НКС отмечает:
3.1. Оценка полноты представленной на рассмотрение документации.
Документация ОКР «Адгезия-МА», ОКР «Арктическая сталь-2», ОКР «Покрытие», ОКР «ПТЭС», ОКР «ПРР-Арктика-2», ОКР «Изоляция», ОКР «Контактор-Э», НИР «Актуализация-сварка» и НИР «Регламентация-СП» представлена в полном объеме в соответствии с техническими заданиями.
3.2. Оценка соответствия полученных результатов темы требованиям контракта.
Полученные результаты по ОКР «Адгезия-МА», ОКР «Арктическая сталь-2», ОКР «Покрытие», ОКР «ПТЭС», ОКР «Изоляция», ОКР «Контактор-Э», НИР «Актуализация-сварка» и НИР «Регламентация-СП» соответствуют требованиям контрактов.
Полученные результаты по ОКР «ПРР-Арктика-2» требуют дополнительного рассмотрения.
3.3. Прогноз перспективы использования результатов.
3.3.1. Результаты ОКР «Адгезия-МА» предполагается использовать КБ-проектантами и заводами-строителями для повышения качества и производительности труда при создании корпусных конструкций судов из ПКМ.
Основные отрасли возможного коммерческого использования мультиаксиальных тканей с адгезионным слоем – судостроение, авиация, вертолетостроение, транспорт (железнодорожный и автомобильный), энергетика.
3.3.2. Результаты ОКР «Арктическая сталь-2» предполагается использовать при строительстве морских стационарных и плавучих платформ, буровых установок, ледовых поясов ледоколов, подъемно-транспортного оборудования, обеспечивающих разведку и освоение нефтегазовых месторождений шельфа Арктики; морских кранов и другой грузоподъемной техники; крупных и мощных судов технического флота ледового плавания:
- КБ-проектантами морской техники: АО «ЦКБ МТ «Рубин», АО «ЦКБ «Айсберг», ПАО «Невское ПКБ», АО «ЦКБ «Коралл», АО «СПМБМ «Малахит»; АО «ЦКБ «Лазурит»;
- предприятиями – изготовителями листового проката: ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ПАО «Северсталь», ООО «ОМЗ-Спецсталь», АО «Уральская сталь»; АО «Выксунский металлургический завод»;
- заводами-строителями судов и морской техники: ПАО «Выборгский судостроительный завод», АО «Балтийский завод», ПАО «Северная верфь», АО «Адмиралтейские верфи», АО «ПО «Севмаш», АО «Дальневосточный завод «Звезда».
Согласована с АО «ЦКБ МТ «Рубин» возможность применения стали с нормируемым пределом текучести 890 МПа в составе подводных добычных комплексов и глубоководной морской техники. По мнению АО «ЦКБ МТ «Рубин», требования, предъявляемые к разработанной высокопрочной стали в указанной ОКР и «Правилах…» Российского морского регистра судоходства, позволяют рассматривать ее в качестве перспективного материала для строительства подводных добычных комплексов. С учетом набора массива статистических данных о стабильности воспроизведения механических свойств при производстве высокопрочной стали, наличия у производителя Свидетельства о признании изготовителя, выданного РМРС на основании проведения сертификационных испытаний, а также разработанной в рамках темы технология аргонодуговой сварки по щелевой разделке это позволит в сжатые сроки внедрить разрабатываемый материал.
3.3.3. Результаты ОКР «Покрытие» предполагается использовать при создании и ремонте объектов морской техники и морской инфраструктуры КБ-проектантами и заводами строителями морской техники для:
- защиты от коррозии специальных функциональных помещений и отдельных конструкций, например, палуб и трюмов рыболовных судов;
- решения текущих производственных задач на судостроительных заводах;
- замещения, в ряде случаев, импортных ЛКП.
3.3.4. Результаты ОКР «ПТЭС» позволят приступить к разработке технического проекта ПТЭС мощностью 150 МВт, как наиболее востребованной на мировом рынке, а также к разработке программы строительства отечественного флота плавучих электростанций различной мощности.
3.3.5. Перспективы использования результатов ОКР «ПРР-Арктика-2» требуют дополнительного рассмотрения.
3.3.6. Результаты ОКР «Изоляция» предполагается использовать в судовых электроэнергетических системах для контроля величины сопротивления изоляции токоведущих частей относительно корпуса судна на ледоколах, транспортных судах высоких ледовых классов для Северного морского пути, добывающих и перерабатывающих платформах для мелководных и глубоководных акваторий.
3.3.7. Результаты ОКР «Контактор-Э» предполагается использовать при проектировании и создании ЭЭС для ледоколов, транспортных судов высоких ледовых классов для Северного морского пути, добывающих и перерабатывающих платформ для мелководных и для глубоководных акваторий.
3.3.8. Результаты НИР «Актуализация-сварка» будут использованы:
- в виде научно-технической документации при проектировании и строительстве судов, средств морской и специальной техники КБ-проектантами, заводами-строителями судов и морской техники, заводами-поставщиками сырья, материалов, технологического оборудования и оснастки, контрольно-измерительных средств и др.;
- при формировании Росстандартом ежегодных Программ национальной стандартизации.
3.3.9. Результаты НИР «Регламентация-СП» предполагается использовать в деятельности должностных лиц Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России при реализации государственной промышленной политики в судостроении.
НКС решает:
3.4. Выводы и рекомендации по результатам рассмотрения.
3.4.1. НКС считает работы: ОКР «Адгезия-МА», ОКР «Арктическая сталь-2», ОКР «Покрытие», ОКР «ПТЭС», ОКР «Изоляция», ОКР «Контактор-Э», НИР «Актуализация-сварка» и НИР «Регламентация-СП», выполненными в объемах и в сроки, установленные техническими заданиями, констатирует соответствие результатов рассмотренных НИОКР требованиям государственных контрактов, а также подтверждает перспективность внедрения результатов НИОКР.
3.4.2. Признать ОКР «Покрытие», выполненной в полном объеме, со следующим замечанием: на следующее заседание НКС исполнителю представить сравнительный анализ разработанных технологий с зарубежными и отечественными аналогами.
3.4.3. Поручить руководителю рабочей группы №3 сформировать специализированную экспертную группу из членов Рабочей группы №1 («Освоение шельфа») и Рабочей группы №3 («Новый облик. Научный задел») с привлечением специалистов ПАО «Газпром», ПАО «Газпром нефть», НК «Роснефть» (АО «ЦКБ «Лазурит») для повторного рассмотрения результатов выполнения ОКР «ПРР-Арктика-2».
Представить решение экспертной группы на ближайшее заседание НКС.