9 января 2023

Итоги заседания рабочей группы № 4/38, прошедшего 28 декабря 2022 года

Технологическое направление 4.
Технологии создания морского радиоэлектронного оборудования и систем управления
(«Судовое приборостроение»)
 

Рабочей группой рассмотрены  презентационные материалы по закрытию этапов работ, выполняемых в рамках реализации федеральных и ведомственных проектов в сфере развития судостроения, являющихся структурными элементами государственных программ Российской Федерации:

  • ОКР «Модернизация судовой радиолокационной станции с системой автоматической радиолокационной прокладки (САРП) в части новых функций дистанционного управления и обнаружения малоразмерных надводных целей (X band и S band)», шифр «Маяк-радиолокация» (государственный контракт № 21411.1810190019.09.014 от 17.11.2021 г.), этап 2;
  • ОКР «Разработка судовой аппаратуры комплекса спутниковой связи в Проекте «Автономное судовождение», шифр «ВСАТ 2022» (государственный контракт № 22411.4726J90019.09.002 от 11.05.2022 г.), этап 3.

Рабочая группа отмечает:
 
по ОКР«Маяк-радиолокация»
1) Оценка полноты представленной на рассмотрение документации.
Представленные в адрес рабочей группы доклады и презентационные материалы не содержат полную информацию, отражающую объемы выполненных работ и разработанной документации, решение задач и достижение целей рассмотренного 2 этапа ОКР. Рабочей группе не предъявлены:

  1. Акт проведения приемочных испытаний.
  2. Свидетельство о типовом одобрении морского регистра.
  3. Программная документация на программное обеспечение опытного образца НРЛС.
  4. Рабочая конструкторская документация на НРЛС с литерой «О», откорректированная по результатам предварительных испытаний.
  5. Программная документация на НРЛС, откорректированная по результатам предварительных испытаний.
  6. Рабочая конструкторская документация на НРЛС с литерой «О1», откорректированная по результатам приемочным испытаний.
  7. Программная документация на НРЛС, откорректированная по результатам приемочных испытаний.
  8. Документ, подтверждающий создание технологии создания судовых навигационных радиолокационных станций.

2) Оценка соответствия полученных результатов этапа темы требованиям контракта.
Полученные результаты по выполнению 2 этапа ОКР «Маяк-радиолокация» были направлены в секретариат рабочей группы № 4 с грубым нарушением п. 8.7, п.8.8 Регламента работы научно-координационного совета по реализации федеральных и ведомственных проектов в сфере развития судостроения, являющихся структурными элементами государственных программ Российской Федерации, основная часть материалов была направлена в секретариат рабочей группы № 4 28.12.2022.
Направленные материалы не полностью соответствуют требованиям государственного контракта и не соотносятся со сроками выполнения согласно техническому заданию.
Испытания в морских условиях фактически не проводились.
В составе комиссии по предварительным и приемочным испытаниям отсутствуют независимые эксперты, представители предприятий- потенциальных потребителей.
В частности, представленные доклад и материалы не позволяют сделать вывод о выполнении в полной мере требований ТЗ.

3) Прогноз перспективы использования результатов.
Область применения.
Разрабатываемые в рамках данной ОКР судовые навигационные радиолокационных станции нового поколения могут применяться как на автономных надводных судах, так и на остальных судах с валовой вместимостью вплоть до >10 000 т.
 
Потенциальные потребители: судостроительные предприятия; компании, занимающиеся модернизацией судового оборудования.
 
4) Предложения по вопросу закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД).
Исключительные права на результаты интеллектуальной собственности, созданные в рамках государственного контракта на ОКР «Маяк-радиолокация», принадлежат Российской Федерации в лице Минпромторга России.

5) Выводы и рекомендации рассмотрения результатов ОКР:
Представленные доклад и материалы не позволяют сделать вывод о выполнении в полной мере требований Технического задания ОКР.

Рабочая группа рекомендует провести повторное заседание рабочей группы № 4 по рассмотрению результатов выполнения 2 этапа ОКР «Маяк-радиолокация», с учетом предоставления полной мнформации, отражающей объемы выполненных работ и разработанной документации, решение задач и достижение целей 2 этапа ОКР.

по ОКР «ВСАТ 2022»:
1) Оценка полноты представленной на рассмотрение документации.
Представленные в адрес рабочей группы доклады и презентационные материалы содержат полную информацию, отражающую объемы выполненных работ и разработанной документации, решение задач и достижение целей рассмотренного 3 этапа ОКР.

2) Оценка соответствия полученных результатов этапа темы требованиям контракта.
Полученные результаты по выполнению 3 этапа ОКР «ВСАТ 2022», полностью соответствуют требованиям государственного контракта и соотносятся со сроками выполнения согласно техническому заданию с учетом рекомендаций, представленных в пункте 5 настоящего протокола.

3) Прогноз перспективы использования результатов.
Область применения – судостроительная отрасль. Результаты работы предполагается использовать при создании систем связи в Проекте «Автономное судовождение» в рамках инициативы «Маяки развития технологий», реализуемой во исполнение Указа Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», и при оснащении судов оборудованием морских VSAT. Основная функция морских VSAT — организация полноценной высоко скоростной связи на морских и речных судах через спутниковый канал. Использование оборудования широкополосной спутниковой связи, основанной на технологии VSAT, в настоящий момент соответствует всем требованиям, предъявляемым к современной, высокоскоростной, постоянной связи с судами и плавучими сооружениями.

Потенциальными потребителями разрабатываемого оборудования являются судовладельцы, КБ-проектанты морской техники и судостроительные заводы для комплектования новых судов и судов, проходящих модернизацию.
 
4) Предложения по вопросу закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД).
Исключительные права на результаты интеллектуальной собственности, созданные в рамках государственного контракта на ОКР «ВСАТ 2022», принадлежат Российской Федерации в лице Минпромторга России.

5) Выводы и рекомендации рассмотрения результатов ОКР:

откорректировать результаты выполнения 3 этапа ОКР в соответствии с ГОСТ;

ФАУ «Российский морской регистр судоходства» (исх. № 120-002-11.22ф/р-192764) по вопросу технического наблюдения за изготовлением опытного образца комплекса спутниковой связи Boardeg VSAT BST-22 сообщил о возможности осуществления технического наблюдения за изделиями Boardeg VSAT BST-22 для МАНС в рамках услуги «Approval in Principle» (AIP, принципиальное одобрение) в соответствии п. 3.6 части II «Техническая документация» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов (РС, 2022).
В связи с этим, рабочая группа рекомендует в качестве результатов пунктов ТЗ (раздел 3 «Содержание ОКР») на этапах 3 и 4 ОКР «ВСАТ 2022» учесть следующие:
 

№ этапа Содержание работ этапа Результат (что предъявляется)
3. Согласование рабочей конструкторской документации, программы и методики испытаний ФАУ «Российский морской регистр судоходства». Представление письма-заключения (отзыва) РМРС в соответствии с ʺApproval in Principleʺ (AIP, принципиальное одобрение) в соответствии п. 3.6 части II «Техническая документация» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов (РС, 2022).
4. Оформление сертификата одобрения типа опытного образца аппаратуры спутниковой связи типа VSAT в ФАУ «Российский морской регистр судоходства». Представление письма-заключения (отзыва) РМРС в соответствии с ʺApproval in Principleʺ (AIP, принципиальное одобрение) в соответствии п. 3.6 части II «Техническая документация» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов (РС, 2022).

Рабочая группа рекомендует заказчику принять результаты выполнения 3 этапа с учетом выполнения рекомендаций в ходе 4 этапа работы.