18 ноября 2022

Итоги заседания Научно-координационного совета № 3-1, прошедшего 10 ноября 2022 года

ПРОТОКОЛ
заседания научно-координационного совета в режиме видеоконференцсвязи по рассмотрению результатов выполнения тематики по реализации федеральных и ведомственных проектов в сфере развития судостроения, являющихся структурными элементами государственных программ Российской Федерации

 

от 10 ноября 2022 г.                                                                                          № 3-1

Председательствовал:
 

заместитель председатель научно-координационного совета (далее - НКС),
генеральный директор АО «ЦНИИ «Курс»
Ханычев Виталий Викторович
Присутствовали:

Заместитель председателя НКС: 

 

научный руководитель АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» Пешехонов Владимир Григорьевич
Члены НКС:
 
начальник отделения программных исследований и планирования ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (ответственный секретарь НКС) Карышев Игорь Владимирович
начальник управления импортозамещения ООО «Газпром нефть шельф» Антонов Ян Игоревич
генеральный директор АО «ЦНИИ морского флота» Буянов Сергей Иванович
главный конструктор АО «СПМБМ «Малахит» Власов Олег Геннадьевич
начальник отдела судостроения и эксплуатации плавсредств ПАО «Газпром» Лобанов Алексей Валериевич
начальник отделения ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Магаровский Вячеслав Валерьевич
заместитель генерального директора АО «Концерн «Моринсис-Агат» Мошняков Дмитрий Андреевич
начальник Управления техники и технологии разработки морских месторождений Департамента по добыче газа, газового конденсата, нефти ПАО «Газпром» Петренко Вадим Евгеньевич
главный научный сотрудник – консультант ФГУП «Крыловский государственный научный центр», член-корреспондент РАН Пустошный Александр Владимирович
проректор по научной работе ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» Сергеев Виталий Владимирович
начальник Управления Департамента ПАО «Газпром» Сушков Дмитрий Викторович  
заместитель генерального директора по кораблестроению и судостроению, ядерно-радиационной безопасности ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Хорошев Виталий Геннадьевич
(за Апполонова Е.М.) главный конструктор АО «ЦКБ «Лазурит» Ромшин Иван Владимирович
(доверенность от 12.10.2022 г. №26-30-2857)
(за Бойцова В.Б.) руководитель проекта АО «ОСК» Клешнёв Дмитрий Юрьевич
(доверенность от 10.11.2022 г. №б/н)
(за Габдрафикова Ю.М.) директор Центра управления программами инновационного развития и координации АО «ЦТСС» Шкодин Дмитрий Анатольевич
(доверенность от 13.09.2022 г. №1526-10-69)
(За Коржавина Г.А.) начальник научно-координационного центра АО «Концерн «Гранит-Электрон» Ямщиков Юрий Алексеевич
(доверенность от 16.09.2022 г. №б/н)
(за Орыщенко А.С.) начальник отделения НИЦ «Курчатовский институт» - ЦНИИ КМ «Прометей» Фомина Ольга Владимировна
(доверенность от 14.02.2022 г. №б/н)
(за Фоменко И.В.) начальник отдела формирования и продвижения проектов в госпрограммы АО «Концерн «МПО-Гидроприбор» Улыбин Иван Вячеславович
(доверенность от 15.02.2022 г. №26)
(за Шипико В.В.) заместитель генерального директора по инновациям и проектам гражданского назначения АО «Концерн «Океанприбор» Ивакин Ян Альбертович
(доверенность от 10.02.2022 г. №068-692)

Приглашенные
А.К.Бердникова, К.А.Дворников, М.М.Женишек, А.В.Задумов, О.А.Ишенина, А.И.Кузенков, Е.Э.Куприна, И.И.Малышев, А.В.Марченко, В.В.Платонов, Е.В.Поточинский, Д.Ю.Сарычев, С.А.Смирнов, М.В.Соколов, Е.В.Уразгалиева, Н.Н.Федонюк, А.В.Чемоданов.
 

1. О рассмотрении результатов выполнения тематики по ведомственному проекту «Научное обеспечение нового облика судостроительной отрасли» государственной программы Российской Федерации «Научно-техническое развитие Российской Федерации»
(Доклады - М.В.Соколов, Н.Н.Федонюк, Е.Э.Куприна, А.В.Марченко. Прения – Я.И.Антонов, О.Г.Власов, И.В.Карышев, В.В.Магаровский, Е.В.Поточинский, В.В.Ханычев, В.Г.Хорошев и др.)
Заслушав и обсудив доклады по рассмотрению результатов выполнения в рамках ведомственного проекта «Научное обеспечение нового облика судостроительной отрасли» государственной программы Российской Федерации «Научно-техническое развитие Российской Федерации»:

  • ОКР «Создание опытного образца комплекса спуско-подъемных устройств для работ с донными станциями», шифр «СПУ-ДС» (государственный контракт № 20411.1810190019.09.003 от 20.07.2020 г.; головной исполнитель работы – ООО «МТЦ»);
  • ОКР «Создание высокоэффективных систем обеспечения плавучести на основе сферопластиков высокой удельной прочности для объектов сверхглубоководной техники в обеспечение достижения предельных глубин Мирового океана и эффективного освоения его природных ресурсов», шифр «Сфера-Н-2» (государственный контракт № 20411.1810190019.09.004 от 16.09.2020 г.; головной исполнитель работы – ФГУП «Крыловский государственный научный центр»);
  • ОКР «Разработка модульной системы контейнерного исполнения для обезвреживания судовых балластных вода», шифр «Балласт-энергетика» (государственный контракт № 20411.1810190019.09.002 от 23.07.2020 г.; головной исполнитель работы – ООО «НПО «СПб ЭК»);
  • НИР «Проведение исследований и разработка предложений по включению в Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) полной номенклатуры судов, объектов морской техники, судового комплектующего и специального оборудования», шифр «Классификация» (государственный контракт № 21411.1810190019.09.002 от 23.08.2021 г.; головной исполнитель работы – ФГУП «Крыловский государственный научный центр»)

 
 НКС отмечает:

1.1. Оценка полноты представленной на рассмотрение документации.
 
Документация по ОКР «СПУ-ДС», ОКР «Сфера-Н-2», ОКР «Балласт-энергетика» и НИР «Классификация»  представлена в полном объеме в соответствии с техническими заданиями.

1.2. Оценка соответствия полученных результатов темы требованиям контракта.
 
Полученные результаты ОКР «СПУ-ДС», ОКР «Сфера-Н-2», ОКР «Балласт-энергетика» и НИР «Классификация» соответствуют требованию государственного контракта и соотносятся со сроками выполнения в соответствии с техническим заданием.
 
1.3. Прогноз перспективы использования результатов.

1.3.1.  Результаты ОКР «СПУ-ДС». Разработанный комплекс предназначен для использования на судах для проведения подготовительных операций, постановки с борта судна на дно и подъема на борт судна донных сейсмических станций при производстве сейсмических исследований с проведением обслуживающих операций после подъема. Комплекс спуско-подъемного оборудования для автономных донных станций позволит значительно понизить стоимость проведения сейсморазведочных работ, проводимых по этой технологии и увеличить скорость проведения исследований.
Потенциальные потребители оборудования:

  • сервисные компании, обеспечивающие геолого-геофизические услуги на шельфе, в транзитной зоне.
  • нефте- и газодобывающие компании.
  • научно-исследовательские организации.

 1.3.2. Результаты ОКР «Сфера-Н-2» могут быть использованы при проектировании и постройке обитаемых и необитаемых подводных аппаратов и станций, а также подводных добычных комплексов с глубинами погружения до 11 200 м.
Потенциальными потребителями являются:

  • КБ-проектанты подводной техники;
  • предприятия – изготовители оборудования подводной техники;
  • заводы-строители подводной техники;
  • научно-исследовательские организации промышленности.

1.3.3. Результаты ОКР «Балласт-энергетика» предполагается использовать при проектировании и строительстве морских судов и судов смешанного (река-море) плавания, а также для оснащения действующих судов системами управления балластными водами в соответствии с требованиями «Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими».

1.3.4. Результаты НИР «Классификация» будут использованы:

  • при создании всех типов судов и перспективных образцов морской техники, судового комплектующего оборудования на всех стадиях жизненного цикла гражданской морской техники;
  • для государственной статистики, разработки нормативных правовых актов (внесения изменений в нормативные правовые акты), касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ (оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд, налогообложения, стандартизации и обязательного подтверждения соответствия продукции.

НКС решает:

1.4. Выводы и рекомендации по результатам рассмотрения.

1.4.1. НКС считает ОКР «СПУ-ДС», выполненной в объемах и в сроки, установленные техническим заданием, констатирует соответствие результатов рассмотренной ОКР требованиям государственного контракта, а также подтверждает перспективность внедрения результатов ОКР.

1.4.2. НКС считает ОКР «Сфера-Н-2», выполненной в объемах и в сроки, установленные техническим заданием, констатирует соответствие результатов рассмотренной ОКР требованиям государственного контракта, а также подтверждает перспективность внедрения результатов ОКР. 

1.4.3. НКС считает ОКР «Балласт-энергетика», выполненной в объемах и в сроки, установленные техническим заданием, констатирует соответствие результатов рассмотренной ОКР требованиям государственного контракта, а также подтверждает перспективность внедрения результатов ОКР. 

1.4.4. НКС считает НИР «Классификация», выполненной в объемах и в сроки, установленные техническим заданием, констатирует соответствие результатов рассмотренной НИР требованиям государственного контракта, а также подтверждает перспективность внедрения результатов НИР. 

2. О рассмотрении результатов выполнения тематики по федеральному  проекту «Автономное судовождение» государственной программы Российской Федерации «Научно-техническое развитие Российской Федерации»
(Доклады - Д.Ю.Сарычев, К.А.Дворников. Прения – О.Г.Власов, И.В.Карышев, Д.А.Мошняков, В.В.Ханычев и др.)

Заслушав и обсудив доклады по рассмотрению результатов выполнения ОКР в рамках федерального проекта «Автономное судовождение»  государственной программы Российской Федерации «Научно-техническое развитие Российской Федерации»:
 

  • ОКР «Разработка сервисов данных е-Навигации, включая геоинформационные сервисы, интегрируемые в береговые и судовые системы», шифр «Маяк-сервис» (государственный контракт № 21411.1810190019.09.020 от 17.11.2021 г.; головной исполнитель работы – АО «СИТРОНИКС КТ»);
  • ОКР «Модернизация системы координированного управления и системы управления техническими средствами судна», шифр «Маяк-СКУ-СУТС» (государственный контракт № 21411.1810190019.09.019 от 16.11.2021 г.; головной исполнитель работы – АО «Концерн «Океанприбор»)

НКС отмечает:

2.1. Оценка полноты представленной на рассмотрение документации.
 
Документация по ОКР «Маяк-сервис», ОКР «Маяк-СКУ-СУТС»  представлена в полном объеме в соответствии с техническими заданиями.


2.2. Оценка соответствия полученных результатов темы требованиям контракта.
 
Полученные результаты ОКР «Маяк-СКУ-СУТС» соответствуют требованию государственного контракта и соотносятся со сроками выполнения в соответствии с техническим заданием.

Полученные результаты ОКР «Маяк-сервис» требуют уточнения по результатам устранения замечаний, изложенных в пункте 2.4.2 настоящего протокола.
 
2.3. Прогноз перспективы использования результатов.

2.3.1.  Результаты ОКР «Маяк-сервис» предполагается использовать в рамках федерального проекта «Автономное судовождение» в части автоматизации взаимодействия операторов СУДС, ПДУ и МАНС.
Потенциальные потребители: разработчики автономных навигационных систем (АНС), морских автономных надводных судов (МАНС), интегрированных навигационных систем; судовладельцы; грузоперевозчики и операторы морских перевозок; администрации портов; лоцманские службы, и другие службы управления портом.

2.3.2. Результаты ОКР «Маяк-СКУ-СУТС» предполагается использовать совместно с другими системами безэкипажного судовождения для обеспечения модернизации и присвоения класса паромам проекта CNF19M не ниже RCMC-MCDS – дистанционное управление с возможностью перехода на ручное при движении в море и ручное управление с поддержкой принятия решения при проходе узкостей и при входе в порт.
Потенциальными потребителями модернизированной системы управления техническими средствами судна и системы управления движением будут судостроительные заводы, строящие автономные суда по заказу различных заказчиков. Заказчиками подобных судов станут транспортные судоходные компании, которые смогут существенно сократить издержки на содержании судовой команды.

НКС решает:

2.4. Выводы и рекомендации по результатам рассмотрения.

2.4.1. НКС считает ОКР «Маяк-СКУ-СУТС», выполненной в объемах и в сроки, установленные техническим заданием, констатирует соответствие результатов рассмотренной ОКР требованиям государственного контракта, а также подтверждает перспективность внедрения результатов ОКР.

2.4.2. Повторно рассмотреть на заседании НКС ОКР «Маяк-сервис» после устранения следующих замечаний:

  • сформировать и представить Заказчику, в секретариат НКС и рабочую группу № 4 программу развития алгоритма автоматического построения маршрута для полного устранения необходимости предварительной подготовки исходных данных со стороны поставщика сервиса;
  • провести оценку требуемого объема и ширины канала для работы сервисов в полном функциональном режиме, результаты представить Заказчику, в секретариат НКС и рабочую группу № 4;
  • согласовать программы и методики испытаний с Заказчиком.