ПРОТОКОЛ
заседания научно-координационного совета в режиме видеоконференцсвязи по рассмотрению результатов выполнения тематики по реализации федеральных и ведомственных проектов в сфере развития судостроения, являющихся структурными элементами государственных программ Российской Федерации
от 10 ноября 2022 г. № 3-1
Председательствовал:
научный руководитель АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» | Пешехонов Владимир Григорьевич |
начальник отделения программных исследований и планирования ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (ответственный секретарь НКС) | Карышев Игорь Владимирович |
начальник управления импортозамещения ООО «Газпром нефть шельф» | Антонов Ян Игоревич |
генеральный директор АО «ЦНИИ морского флота» | Буянов Сергей Иванович |
главный конструктор АО «СПМБМ «Малахит» | Власов Олег Геннадьевич |
начальник отдела судостроения и эксплуатации плавсредств ПАО «Газпром» | Лобанов Алексей Валериевич |
начальник отделения ФГУП «Крыловский государственный научный центр» | Магаровский Вячеслав Валерьевич |
заместитель генерального директора АО «Концерн «Моринсис-Агат» | Мошняков Дмитрий Андреевич |
начальник Управления техники и технологии разработки морских месторождений Департамента по добыче газа, газового конденсата, нефти ПАО «Газпром» | Петренко Вадим Евгеньевич |
главный научный сотрудник – консультант ФГУП «Крыловский государственный научный центр», член-корреспондент РАН | Пустошный Александр Владимирович |
проректор по научной работе ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» | Сергеев Виталий Владимирович |
начальник Управления Департамента ПАО «Газпром» | Сушков Дмитрий Викторович |
заместитель генерального директора по кораблестроению и судостроению, ядерно-радиационной безопасности ФГУП «Крыловский государственный научный центр» | Хорошев Виталий Геннадьевич |
(за Апполонова Е.М.) главный конструктор АО «ЦКБ «Лазурит» | Ромшин Иван Владимирович (доверенность от 12.10.2022 г. №26-30-2857) |
(за Бойцова В.Б.) руководитель проекта АО «ОСК» | Клешнёв Дмитрий Юрьевич (доверенность от 10.11.2022 г. №б/н) |
(за Габдрафикова Ю.М.) директор Центра управления программами инновационного развития и координации АО «ЦТСС» | Шкодин Дмитрий Анатольевич (доверенность от 13.09.2022 г. №1526-10-69) |
(За Коржавина Г.А.) начальник научно-координационного центра АО «Концерн «Гранит-Электрон» | Ямщиков Юрий Алексеевич (доверенность от 16.09.2022 г. №б/н) |
(за Орыщенко А.С.) начальник отделения НИЦ «Курчатовский институт» - ЦНИИ КМ «Прометей» | Фомина Ольга Владимировна (доверенность от 14.02.2022 г. №б/н) |
(за Фоменко И.В.) начальник отдела формирования и продвижения проектов в госпрограммы АО «Концерн «МПО-Гидроприбор» | Улыбин Иван Вячеславович (доверенность от 15.02.2022 г. №26) |
(за Шипико В.В.) заместитель генерального директора по инновациям и проектам гражданского назначения АО «Концерн «Океанприбор» | Ивакин Ян Альбертович (доверенность от 10.02.2022 г. №068-692) |
1. О рассмотрении результатов выполнения тематики по ведомственному проекту «Научное обеспечение нового облика судостроительной отрасли» государственной программы Российской Федерации «Научно-техническое развитие Российской Федерации»
(Доклады - М.В.Соколов, Н.Н.Федонюк, Е.Э.Куприна, А.В.Марченко. Прения – Я.И.Антонов, О.Г.Власов, И.В.Карышев, В.В.Магаровский, Е.В.Поточинский, В.В.Ханычев, В.Г.Хорошев и др.)
Заслушав и обсудив доклады по рассмотрению результатов выполнения в рамках ведомственного проекта «Научное обеспечение нового облика судостроительной отрасли» государственной программы Российской Федерации «Научно-техническое развитие Российской Федерации»:
НКС отмечает:
1.1. Оценка полноты представленной на рассмотрение документации.
Документация по ОКР «СПУ-ДС», ОКР «Сфера-Н-2», ОКР «Балласт-энергетика» и НИР «Классификация» представлена в полном объеме в соответствии с техническими заданиями.
1.2. Оценка соответствия полученных результатов темы требованиям контракта.
Полученные результаты ОКР «СПУ-ДС», ОКР «Сфера-Н-2», ОКР «Балласт-энергетика» и НИР «Классификация» соответствуют требованию государственного контракта и соотносятся со сроками выполнения в соответствии с техническим заданием.
1.3. Прогноз перспективы использования результатов.
1.3.1. Результаты ОКР «СПУ-ДС». Разработанный комплекс предназначен для использования на судах для проведения подготовительных операций, постановки с борта судна на дно и подъема на борт судна донных сейсмических станций при производстве сейсмических исследований с проведением обслуживающих операций после подъема. Комплекс спуско-подъемного оборудования для автономных донных станций позволит значительно понизить стоимость проведения сейсморазведочных работ, проводимых по этой технологии и увеличить скорость проведения исследований.
Потенциальные потребители оборудования:
1.3.2. Результаты ОКР «Сфера-Н-2» могут быть использованы при проектировании и постройке обитаемых и необитаемых подводных аппаратов и станций, а также подводных добычных комплексов с глубинами погружения до 11 200 м.
Потенциальными потребителями являются:
1.3.3. Результаты ОКР «Балласт-энергетика» предполагается использовать при проектировании и строительстве морских судов и судов смешанного (река-море) плавания, а также для оснащения действующих судов системами управления балластными водами в соответствии с требованиями «Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими».
1.3.4. Результаты НИР «Классификация» будут использованы:
НКС решает:
1.4. Выводы и рекомендации по результатам рассмотрения.
1.4.1. НКС считает ОКР «СПУ-ДС», выполненной в объемах и в сроки, установленные техническим заданием, констатирует соответствие результатов рассмотренной ОКР требованиям государственного контракта, а также подтверждает перспективность внедрения результатов ОКР.
1.4.2. НКС считает ОКР «Сфера-Н-2», выполненной в объемах и в сроки, установленные техническим заданием, констатирует соответствие результатов рассмотренной ОКР требованиям государственного контракта, а также подтверждает перспективность внедрения результатов ОКР.
1.4.3. НКС считает ОКР «Балласт-энергетика», выполненной в объемах и в сроки, установленные техническим заданием, констатирует соответствие результатов рассмотренной ОКР требованиям государственного контракта, а также подтверждает перспективность внедрения результатов ОКР.
1.4.4. НКС считает НИР «Классификация», выполненной в объемах и в сроки, установленные техническим заданием, констатирует соответствие результатов рассмотренной НИР требованиям государственного контракта, а также подтверждает перспективность внедрения результатов НИР.
2. О рассмотрении результатов выполнения тематики по федеральному проекту «Автономное судовождение» государственной программы Российской Федерации «Научно-техническое развитие Российской Федерации»
(Доклады - Д.Ю.Сарычев, К.А.Дворников. Прения – О.Г.Власов, И.В.Карышев, Д.А.Мошняков, В.В.Ханычев и др.)
Заслушав и обсудив доклады по рассмотрению результатов выполнения ОКР в рамках федерального проекта «Автономное судовождение» государственной программы Российской Федерации «Научно-техническое развитие Российской Федерации»:
НКС отмечает:
2.1. Оценка полноты представленной на рассмотрение документации.
Документация по ОКР «Маяк-сервис», ОКР «Маяк-СКУ-СУТС» представлена в полном объеме в соответствии с техническими заданиями.
2.2. Оценка соответствия полученных результатов темы требованиям контракта.
Полученные результаты ОКР «Маяк-СКУ-СУТС» соответствуют требованию государственного контракта и соотносятся со сроками выполнения в соответствии с техническим заданием.
Полученные результаты ОКР «Маяк-сервис» требуют уточнения по результатам устранения замечаний, изложенных в пункте 2.4.2 настоящего протокола.
2.3. Прогноз перспективы использования результатов.
2.3.1. Результаты ОКР «Маяк-сервис» предполагается использовать в рамках федерального проекта «Автономное судовождение» в части автоматизации взаимодействия операторов СУДС, ПДУ и МАНС.
Потенциальные потребители: разработчики автономных навигационных систем (АНС), морских автономных надводных судов (МАНС), интегрированных навигационных систем; судовладельцы; грузоперевозчики и операторы морских перевозок; администрации портов; лоцманские службы, и другие службы управления портом.
2.3.2. Результаты ОКР «Маяк-СКУ-СУТС» предполагается использовать совместно с другими системами безэкипажного судовождения для обеспечения модернизации и присвоения класса паромам проекта CNF19M не ниже RCMC-MCDS – дистанционное управление с возможностью перехода на ручное при движении в море и ручное управление с поддержкой принятия решения при проходе узкостей и при входе в порт.
Потенциальными потребителями модернизированной системы управления техническими средствами судна и системы управления движением будут судостроительные заводы, строящие автономные суда по заказу различных заказчиков. Заказчиками подобных судов станут транспортные судоходные компании, которые смогут существенно сократить издержки на содержании судовой команды.
НКС решает:
2.4. Выводы и рекомендации по результатам рассмотрения.
2.4.1. НКС считает ОКР «Маяк-СКУ-СУТС», выполненной в объемах и в сроки, установленные техническим заданием, констатирует соответствие результатов рассмотренной ОКР требованиям государственного контракта, а также подтверждает перспективность внедрения результатов ОКР.
2.4.2. Повторно рассмотреть на заседании НКС ОКР «Маяк-сервис» после устранения следующих замечаний: