26 декабря 2023

Итоги заседания рабочей группы № 4/52-1, прошедшего 25 декабря 2023 года

Технологическое направление 4.
Технологии создания морского радиоэлектронного оборудования и систем управления
(«Судовое приборостроение»)

 
 

Рабочей группой заслушаны доклады:
 
главного конструктора ОКР «Маяк-БРЛС» Сайка Аркадия Павловича, АО НПП «ИНТЭЛ»;
главного конструктора ОКР «КОВ-СУДС» Храбана Александра Владимировича ЗАО «Институт телекоммуникаций».

Рабочей группой рассмотрены презентационные материалы по закрытию этапов работ, выполняемых в рамках реализации федеральных и ведомственных проектов в сфере развития судостроения, являющихся структурными элементами государственных программ Российской Федерации:
 

  • ОКР «Разработка береговой радиолокационной станции для оснащения систем управления движением судов», шифр «Маяк-БРЛС» (государственный контракт № 22411.4726J90019.09.004 от 30.05.2022.), этап 4;
  • ОКР «Разработка комплекса оптического видеонаблюдения и анализа для оснащения систем управления движением судов», шифр «КОВ-СУДС» (государственный контракт № 22411.4726J90019.09.003 от 30.05.2022 г.), этап 5.


Рабочая группа отмечает:

по ОКР «Маяк–БРЛС»

1. Оценка полноты представленной на рассмотрение документации.

Представленные в адрес рабочей группы доклады и презентационные материалы содержат не полную информацию, отражающую объемы выполненных работ и разработанной документации, решение задач и достижение целей рассмотренного 4 этапа ОКР.

2. Оценка соответствия полученных результатов этапа темы требованиям контракта.

Полученные результаты по выполнению 4 этапа ОКР «Маяк-БРЛС», не полностью соответствуют требованиям государственного контракта и не соотносятся со сроками выполнения согласно техническому заданию.

3. Прогноз перспективы использования результатов.

Область применения.
РЛС в береговой модификации, обеспечивающих наблюдение за надводной обстановкой, автоматическое распознавание и идентификацию надводных объектов будет применяться на акваториях движения МАНС с целью:

  • организации эффективного и безопасного движения (в том числе для предотвращения загрязнения и защиты окружающей среды);
  • овышения осведомленности (предоставление дополнительной информации) операторов СУДС и ЦДУ МАНС;
  • выполнения отдельных функций системы управления движением судов при применении судовых технологий МАНС и интеграция информации новой РЛС в действующую СУДС.

Потенциальные потребители РЛС – организации Минтранс России и ФГУП «Росморпорт», СУ ДС высшей категории, администрация морских портов, государственные корпорации.

4. Предложения по вопросу закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД)

Исключительные права на результаты интеллектуальной собственности, созданные в рамках государственного контракта на ОКР «Маяк-БРЛС», принадлежат Российской Федерации в лице Минпромторга России.

5. Выводы и рекомендации рассмотрения результатов ОКР:

1) Программа и методики приемочных испытаний (ПМИ) содержат ряд неточностей, не позволяющих корректно провести проверки ряда параметров, характеризующих тактико-технические характеристики (ТТХ) опытного образца береговой радиолокационной станции (БРЛС). Внести в ПМИ:

  • испытания на функционирование при требуемых скоростях;
  • проверку разрешающей способности и погрешностей измерений;
  • проверку измерения погрешностей пеленга (ГОСТ Р ИСО 5725-1-2002);
  • проверку погрешности измерения дальности.

 
2) Обосновать величину рабочей зоны РЛС, в том числе дальней границы этой зоны для судна с эффективной площадью рассеяния (ЭПР) не более 50м2 в условиях осадков с интенсивностью не менее 16 мм/час. (п.42 Приказа Минтранса РФ от 23 июля 2015 г. №226).

3) Предусмотреть в ПМИ проверку дальности обнаружения типовых целей в различных условиях (п 53 Приказа Минтранса РФ от 23 июля 2015 г. №226).

4) В ходе натурных испытаний не проведены проверки, позволяющие оценить ТТХ опытного образца БРЛС:

  • статистически обоснованная оценка разрешающей способности по пеленгу;
  • статистически обоснованная оценка разрешающей способности по дальности;
  • статистически обоснованная оценка дальности обнаружения типовых целей в различных условиях;
  • статистически обоснованная оценка минимальной дальности действия.

5) Отразить в научно-техническом отчете теоретическую оценку тактических характеристик разработанной БРЛС, обоснование технического решения, предусматривающего размещение двух взаимно резервируемых приёмо-передающих устройств (ППУ) в непосредственной близости от антенного поста (на матче).

6) Провести метрологическую экспертизу.

7) Устранить замечания, внесенные в Акт приемочных испытаний от 15.12.2023 № 11/23.

8) Провести дополнительные испытания с учетом рекомендаций.

9) Получить согласование РС.

Рабочая группа рекомендует повторно рассмотреть 4 этап ОКР «Маяк–БРЛС» после устранения замечаний и проведения дополнительных испытаний.

по ОКР «КОВ-СУДС»

1. Оценка полноты представленной на рассмотрение документации.

Представленные в адрес рабочей группы доклады и презентационные материалы содержат полную информацию, отражающую объемы выполненных работ и разработанной документации, решение задач и достижение целей рассмотренного 5 этапа ОКР.

2. Оценка соответствия полученных результатов этапа темы требованиям контракта.

Полученные результаты по выполнению 5 этапа ОКР «КОВ-СУДС», полностью соответствуют требованиям государственного контракта и соотносятся со сроками выполнения согласно техническому заданию.

3. Прогноз перспективы использования результатов:

КОВ (береговой и судовой модификации), обеспечивающих наблюдение за надводной обстановкой, автоматическое распознавание и идентификацию надводных объектов с целью:

  • организации эффективного и безопасного движения (в том числе для предотвращения загрязнения и защиты окружающей среды);
  • повышения осведомленности (предоставление дополнительной информации) операторов СУДС;
  • выполнения отдельных функций системы обеспечения ситуационной осведомленности МАНС судовой модификации КОВ и интеграция берегового КОВ в действующую СУДС.


Потенциальные потребители КОВ – ФГУП «Росморпорт», администрация морских портов, Государственные корпорации, судоходные компании.

4. Предложения по вопросу закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД).

Исключительные права на результаты интеллектуальной собственности, созданные в рамках государственного контракта на ОКР «КОВ-СУДС» принадлежат Российской Федерации в лице Минпромторга России.

5. Выводы и рекомендации рассмотрения результатов ОКР:

После завершения выполнения работы провести опытную эксплуатацию и пуско-наладочные работы.

Рабочая группа рекомендует заказчику принять 5 этап ОКР «КОВ-СУДС».

Рабочей группой повторно заслушан доклад главного конструктора ОКР «Маяк-местоположение», начальника сектора АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» Гайворонского Станислава Викторовича, повторно рассмотрены презентационные материалы по закрытию этапа работы, выполняемой в рамках реализации федеральных и ведомственных проектов в сфере развития судостроения, являющихся структурными элементами государственных программ Российской Федерации:
ОКР «Разработка системы автоматической идентификационной системы (АИС), спутникового определения местоположения судна, компасы, гирокомпасы, лаги, кренометры, анемометры, датчики видимости, инерциальная навигационная система и др. в соответствии с Положениями по классификации морских автономных и дистанционно управляемых надводных судов Российского морского регистра судоходства (МАНС РМРС)», шифр «Маяк-местоположение» (государственный контракт № 21411.1810190019.09.011 от 09.11.2021 г.), этап 3.

Рабочей группе представлены документы, подтверждающие завершение исполнителем согласование в РС (Акт РС на АСОД (Approval in Principle) № 23.44.02.09721.120 от 21.12.2023 г., СТО РС на ССОМС № 23.44.01.12159.120 от 21.12.2023 г.).

Выводы и рекомендации повторного рассмотрения результатов:
получить согласование с заказчиком применение импортных изделий.

Рабочая группа рекомендует заказчику принять результаты выполнения 3 этапа ОКР «Маяк-местоположение» с учетом выполнения рекомендации.

Разное:

1. Рабочая группа рекомендует принять к сведению и использовать в дальнейшей работе над проектами действующий государственный стандарты:

ГОСТ Р 8.1024-2023 «Метрологическая экспертиза технической документации. Общие требования»;
ГОСТ Р 8.1023-2023 «Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Эксперт-метролог по метрологической экспертизе технической документации. Общие требования».

2. Рабочая группа просит НКС рассмотреть возможность исключения из состава рабочей группы № 4 заместителя генерального директора по инновациям и проектам гражданского назначения АО «Концерн «Океанприбор» Ивакина Яна Альбертовича в связи с увольнением.