28 мая 2025

Итоги заседания Научно-координационного совета № 19, прошедшего 22 мая 2025 года

ПРОТОКОЛ
заседания научно-координационного совета в режиме видеоконференцсвязи по рассмотрению новых предложений для реализации в рамках федеральных и ведомственных проектов, федеральных целевых программ в сфере развития судостроения, являющихся структурными элементами государственных программ Российской Федерации
 
от 22 мая 2025 г.                                                                                                          № 19

 

Председательствовал:

председатель научно-координационного совета (далее - НКС),
генеральный директор АО «ЦНИИ «Курс»
Ханычев Виталий Викторович

Присутствовали:

Заместители председателя НКС:

научный руководитель ФГУП «Крыловский государственный научный центр» 

Половинкин Валерий Николаевич

Члены НКС:

начальник отделения программных исследований и планирования ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (ответственный секретарь НКС) Карышев Игорь Владимирович
начальник управления импортозамещения ООО «Газпром нефть шельф» Антонов Ян Игоревич
советник исполнительного директора АО «ЦКБ «Лазурит» Апполонов Евгений Михайлович
директор по стратегическому и инновационному развитию АО «НПО «Аврора» Бобрович Владимир Юрьевич
главный конструктор АО «СПМБМ «Малахит» Власов Олег Геннадьевич
научный руководитель АО «ЦНИИ «Курс»  Клячко Лев Михайлович
начальник отдела судостроения и эксплуатации плавсредств ПАО «Газпром» 

Лобанов Алексей Валериевич

начальник отделения ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Магаровский Вячеслав Валерьевич
начальник отделения АО «АКИН» Максимов Герман Адольфович
главный научный сотрудник – консультант ФГУП «Крыловский государственный научный центр», член-корреспондент РАН Пустошный Александр Владимирович

заместитель генерального директора по качеству АО ЦКБ МТ «Рубин»

Соколов Сергей Анатольевич
начальник Управления Департамента ПАО «Газпром» Сушков Дмитрий Викторович

руководитель направления по кораблестроению и ядерно-радиационной безопасности ФГУП «Крыловский государственный научный центр» 

Хорошев Виталий Геннадьевич
(за Мошнякова Д.А.) начальник отдела продаж гражданской продукции АО «Концерн «Моринсис-Агат»

Семилеткин Павел Александрович (доверенность от 10.01.2024 г. № 1)

(за Ашика И.М.) старший научный сотрудник ФГБУ «Арктический и антарктический научно – исследовательский институт»

Чернов Алексей Валерьевич
(доверенность от 20.03.2025 г. №03/25-765)
(за Габдрафикова Ю.М.) директор НТФ «Судотехнология» АО «ЦТСС» Ханухов Виталий Константинович
(доверенность от 19.05.2025 г. № 1501-12-08)
(за Каштанова А.Д.) заместитель генерального директора – начальник НПК Ильин Алексей Витальевич
(доверенность от 19.05.2025 г. № 438)
(за Петренко В.Е.) главный технолог ПАО «Газпром» Сувалов Анатолий Борисович
(доверенность от 23.01..2024 г. № бн)
(за Туричина Г.А.) начальник управления промышленных проетов СПбГМТУ. Директор центра инженерных разработок Морозов Денис Рудольфович
(доверенность от 19.05.2025 г. № б/н)
(за Шипико В.В.) начальник отдела государственных научно-технических программ и проектов гражданского назначения АО «Концерн «Океанприбор» Драчев Евгений Егорович
(доверенность от 23.12.2024 г. №068-23)
 
Приглашенные: А.В.Александров. А.К.Бердникова, К.А.Глеб, К.А.Дворников, Х.А.Джамалдинов, В.В.Ефимов, М.М.Женишек, А.В.Зиборов, О.А.Ишенина, А.В.Игнатов, В.А.Игнатьев, М.А.Казанцев, А.В.Кольцов, А.А.Кузнецов, И.И.Малышев, А.А.Матюнин, В.В.Платонов, В.В.Пономарев, А.Ю.Правдин, С.И.Ростовцев, Ю.Ю.Салыкин, А.С.Скрыпка, Е.В.Уразгалиева, В.М.Шапошников, А.Ю.Шатохин.
 

1. О тематике работ технологического направления № 3 «Проекты судов, плавсредств и другой морской и речной техники» («Новый облик. Научный задел») в рамках федерального проекта «Производство судов и судового оборудования» государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»
(Доклад – В.В.Магаровский. Прения – Е.М.Аппалонов, О.Г.Власов, А.А.Добродеев, Е.Е.Драчев, В.А.Игнатьев, И.В.Карышев, А.А.Кузнецов, Г.А.Максимов, В.Н.Половинкин, А.В.Пустошный, А.Б.Сувалов, В.К.Ханухов, В.В.Ханычев, А.В.Чернов, В.М.Шапошников и др.)

Заслушав и обсудив доклад о тематике технологического направления №3 с началом работы в 2025 году, представленной для конкурсного размещения заказов с предложенным сроком исполнения и начальной ценой государственного контракта,

НКС отмечает:

1.1. Рабочей группой №3 была рассмотрена тематика, предложенная предприятиями для выполнения с 2025 года. При выборе приоритетной тематики рабочая группа руководствовалась соответствием ожидаемых результатов целям и задачам ведомственных проектов, а также лимитами бюджетного финансирования.
1.2. В соответствии с решениями рабочей группы №3 (протокол №3/73 от 06.05.2025 г.) для рассмотрения на данное заседание вынесены 6 тем и решениями НКС (протоколы №№17-2 от 21.03.2025 и  №18-2 от 15.05.2025 г.) вынесены 3 темы (повторно):

  • НИР «ПАЭБ-ЖМТ» (повторно) Разработка аванпроектов плавучих атомных энергоблоков (ПАЭБ) с реакторами на быстрых нейтронах, с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем (Pb-Bi), электрической мощностью 25, 50 и 75 МВт и оценка их технико-эконмических параметров;
  • НИР «Ходкость - лед» Разработка технологии прогнозирования ходовых качеств перспективных крупнотоннажных судов ледового плавания;
  • НИР «Успокоитель» Создание технологии проектирования успокоительных флюм-цистерн 2-го поколения для умерения бортовой качки судов (включая ледоколы и суда высоких ледовых классов) с разработкой демонстратора технологии;
  • НИР «Буксир» Разработка технологии прогнозирования параметров движения судов портового флота в условиях ледяной каши;
  • НИР «Движение» Проведение расчётно-экспериментальных исследований и формирование структуры математической модели движения подводных аппаратов;
  • НИР «Энергоэффективность» Разработка средств энергосбережения, позволяющих удовлетворить новым требованиям Международной морской организации по регулированию эмиссии парниковых газов судами в процессе их эксплуатации;
  • НИР «Выбор» Разработка методов виброакустического проектирования малошумных объектов гражданской морской техники;
  • ОКР «АвЭл-паром» (повторно) Проектирование и постройка автономного грузопассажирского парома на электрической тяге со статическими источниками энергии;
  • ОКР «Катамаран на ПК» (повторно) Создание экспериментального образца высокоскоростного пассажирского судна «Катамаран на подводных крыльях» из композитных материалов с модульным принципом компоновки судна.

НКС решает:

1.3. Одобрить для проведения конкурса по НИОКР при условии наличия достаточного объема финансирования следующие работы: НИР «ПАЭБ-ЖМТ», НИР «Ходкость-лед», НИР «Успокоитель», НИР «Буксир», ОКР «АвЭл-паром» и ОКР «Катамаран на ПК» (перечень № 3-19 прилагается).
1.4. Поручить рабочей группе № 3 с привлечением необходимых специалистов в срок до 30 мая 2025 года представить в Департамент судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам работ, указанных в п. 1.3:

  • по НИР «Ходкость-лёд» дополнить пункт в разделе 3 «Содержание работ» информацией об изготовлении экспериментальной установки для моделирования ледовых сжатий, приведя в соответствие с результатами работы, откорректировать применяемую терминологию;
  • по НИР «Успокоитель» откорректировать технические требования и ожидаемые результаты в части упоминания экспериментальных образцов или демонстратора технологий и устранения технических ошибок;
  • по НИР «Буксир» откорректировать технические требования и ожидаемые результаты, дополнив требованиями к навигационному тренажеру. Дополнить содержание и результаты работы этапа 1 пунктом о классификации льда и его параметров;
  • по ОКР «АвЭл-паром» откорректировать технические требования и ожидаемые результаты по 2 этапу работы, приведя в соответствие содержание и результаты работы;
  • по НИР «Катамаран на ПК» откорректировать технические требования в части обоснования требований по технологичности.

1.5. По ОКР «АвЭл-паром» заявлено особое мнение ответственного секретаря НКС И.В. Карышева.

1.6. Повторно рассмотреть на заседании рабочей группы №3 («Новый облик. Научный задел») НИР «Движение» и НИР «Энергоэффективность»:

  • по НИР «Движение» откорректировать цели, задачи работы и состав работ. В задаче 1 заменить слово «создание» на «развитие». Конкретизировать какие типы подводных аппаратов рассматриваются в рамках работы, под какие модели применения создаются модели движения. Получить письма поддержки от АО «СПМБМ «Малахит» и Института проблем морских технологий ДВО РАН;
  • по НИР «Энергоэффективность» изменить наименование темы, исключив упоминание о требованиях Международной морской организации. Уточнить целеполагание работы с последующей корректировкой задач, состава работ и ожидаемых результатов работы.

1.7. Повторно рассмотреть на заседании НКС НИР «Выбор» - актуализировать письма поддержки и протокол совещания ФАУ «РМРС». Дополнить презентационные материалы слайдом, содержащим выдержки из протоколов совещаний ФАУ «РМРС» и Государственной Комиссии по вопросам развития Арктики.

2. О тематике работ технологического направления № 2 «Технологии судостроительного производства. Информационные технологии в судостроении» («Судостроение») в рамках федерального проекта «Производство судов и судового оборудования» государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»

(Доклад – В.М.Шапошников. Прения – А.В.Александров, Е.М.Апполонов, О.Г.Власов, А.В.Ильин, Г.А.Максимов, И.В.Карышев, В.В.Платонов, В.В.Ханычев, В.Г.Хорошев и др.)

Заслушав и обсудив доклад о тематике технологического направления № 2 с началом работы в 2025 году, представленной для конкурсного размещения заказов с предложенным сроком исполнения и начальной ценой государственного контракта,

НКС отмечает:

Рабочей группой №2 была рассмотрена тематика, предложенная предприятиями для выполнения с 2025 года. При выборе приоритетной тематики рабочая группа руководствовалась соответствием ожидаемых результатов целям и задачам ведомственных проектов, а также лимитами бюджетного финансирования.
В соответствии с решением рабочей группы №2 (протокол №2/30 от 30.04.2025 г.) для рассмотрения на данное заседание решением НКС (протокол №18-2 от 15.05.2025 г.) вынесены 2 темы (повторно):

  • ОКР «Север» Создание отечественной методологии проектирования крупнотоннажных судов ледового плавания, гармонизированной с международными стандартами безопасности МАКО, для обеспечения бесперебойного функционирования Северного морского пути;
  • ОКР «Валопровод-ПКМ» Разработка новой конструкции и технологии создания судовых валов из полимерных композиционных материалов на основе перспективных углеродных армирующих систем с улучшенными ресурсными и вибро- шумопоглощающими характеристиками, с экспериментальной апробацией на опытных образцах предложенных конструктивно-технологических решений с целью замещения продукции ведущих мировых производителей.

НКС решает:

2.1. Одобрить для проведения конкурса по НИОКР при условии наличия достаточного объема финансирования ОКР «Север» и ОКР «Валопровод-ПКМ» (перечень № 2-19 прилагается).
2.2. Поручить рабочей группе № 2 с привлечением необходимых специалистов в срок до 30 мая 2025 года представить в Департамент судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам работ, указанной в п.2.3.

  • по ОКР «Север» откорректировать п.4.7 технических требований в части показателей ожидаемой эффективности. Дополнить раздел 4 требованиями к валидации компьютерных моделей согласно серии ГОСТ 57700.

3. О тематике работ технологического направления № 4 «Технологии создания морского радиоэлектронного оборудования и систем управления» («Судовое приборостроение») в рамках федерального проекта «Производство судов и судового оборудования» государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»

(Доклад – В.В.Ханычев. Прения – К.А.Дворников, И.В.Карышев, В.К.Ханухов, В.Г.Хорошев и др.)

Заслушав и обсудив доклад о тематике технологического направления № 4 с началом работы в 2025 году, представленной для конкурсного размещения заказов с предложенным сроком исполнения и начальной ценой государственного контракта,

НКС отмечает:

3.1. Рабочей группой №4 была рассмотрена тематика, предложенная предприятиями для выполнения с 2025 года. При выборе приоритетной тематики рабочая группа руководствовалась соответствием ожидаемых результатов целям и задачам ведомственных проектов, а также лимитами бюджетного финансирования.
3.2. В соответствии с решениями рабочей группы №4 (протокол №4/71 от 13.05.2025 г.) для рассмотрения на данное заседание вынесены 2 темы:

  • ОКР «Алдан» Разработка аппаратуры УКВ-связи для речных судов внутренних водных путей;
  • ОКР «Дрифтер» Разработка типоряда стационарных волномерных буев для гидрометеорологического обеспечения судоходства и решения комплекса задач отраслей промышленности.

НКС решает:

3.3. Одобрить для проведения конкурса по НИОКР при условии наличия достаточного объема финансирования ОКР «Алдан» (перечень № 4-19 прилагается).
3.4. Поручить рабочей группе № 4 с привлечением необходимых специалистов в срок до 30 мая 2025 года представить в Департамент судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам работ, указанной в п.3.3.
3.5. Повторно рассмотреть на заседании НКС ОКР «Дрифтер» в присутствии Заявителя. Рекомендовать Заявителю подготовить ответы на вопросы членов НКС:

  • каналы связи, используемые для передачи измерительной информации;
  • влияние на безопасность судоходства;
  • модель применения в замерзающих морях;
  • точки приема информации: центр СУДС, суда;
  • регистрация создаваемого оборудования в Государственном реестре средств измерений России;
  • планируемые к применению материалы корпуса;
  • почему требуется разработка и не может быть реализовано в рамках субсидий по импортозамещению судового комплектующего оборудования.

4. О тематике работ технологического направления № 5 «Технологии судового машиностроения, судовых энергетических установок и систем» («Судовое машиностроение, энергетика и электротехника») в рамках федерального проекта «Производство судов и судового оборудования» государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»

(Доклад – В.Г.Хорошев. Прения – О.Г.Власов, Л.М.Клячко, В.В.Ханычев и др.)

Заслушав и обсудив доклад о тематике технологического направления № 5 с началом работы в 2025 году, представленной для конкурсного размещения заказов с предложенным сроком исполнения и начальной ценой государственного контракта,

НКС отмечает:

4.1. Рабочей группой №5 была рассмотрена тематика, предложенная предприятиями для выполнения с 2025 года. При выборе приоритетной тематики рабочая группа руководствовалась соответствием ожидаемых результатов целям и задачам ведомственных проектов, а также лимитами бюджетного финансирования.
4.2. В соответствии с решениями рабочей группы №5 (протокол №5/63-1 от 20.05.2025 г.) для рассмотрения на данное заседание вынесена 1 тема:

  • ОКР «Каскад» Разработка перспективного судового холодильного оборудования на основе многоиспарительных аммиачно-углекислотных каскадных холодильных агрегатов

НКС решает:

4.3. Одобрить для проведения конкурса по НИОКР при условии наличия достаточного объема финансирования ОКР «Каскад» (перечень № 5-19 прилагается).
4.4. Поручить рабочей группе № 5 с привлечением необходимых специалистов в срок до 30 мая 2025 года представить в Департамент судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам работ, указанной в п.4.3.

5. О тематике работ технологического направления № 6 «Системные исследования развития отраслей промышленности, морских технологий и рынков» («Системные исследования») в рамках федерального проекта «Производство судов и судового оборудования» государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»

(Доклад – В.Н.Половинкин. Прения –Я.И.Антонов, О.Г.Власов, И.В.Карышев, В.В.Магаровский, В.В.Ханычев, В.Г.Хорошев и др.)

Заслушав и обсудив доклад о тематике технологического направления № 6 с началом работы в 2025 году, представленной для конкурсного размещения заказов с предложенным сроком исполнения и начальной ценой государственного контракта,

НКС отмечает:

5.1. Рабочей группой №6 была рассмотрена тематика, предложенная предприятиями для выполнения с 2025 года. При выборе приоритетной тематики рабочая группа руководствовалась соответствием ожидаемых результатов целям и задачам ведомственных проектов, а также лимитами бюджетного финансирования.
5.2. В соответствии с решениями рабочей группы №6 (протокол №6/50 от 19.05.2025 г.) для рассмотрения на данное заседание вынесены 2 темы:

  • НИР «Серийность-М» Системное исследование уровня готовности технологий и производств в интересах создания морских робототехнических комплексов различного назначения;
  • ОКР «Сервал» Создание универсального навигационно-пропульсивной системы для безэкипажного катера с электромеханическим приводом ПЛМ.

НКС решает:

5.3. Одобрить для проведения конкурса по НИОКР при условии наличия достаточного объема финансирования НИР «Серийность-М» и ОКР «Сервал» (перечень № 6-19 прилагается).
5.4. Поручить рабочей группе № 6 с привлечением необходимых специалистов в срок до 30 мая 2025 года представить в Департамент судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам работ, указанных в п.5.3:

  • по ОКР «Сервал» откорректировать технические требования, устранив технические ошибки.