31 мая 2024

Итоги заседания рабочей группы № 4/59-2, прошедшего 28 мая 2024 года

Технологическое направление 4 «Технологии создания морского радиоэлектронного
оборудования и систем управления» («Судовое приборостроение»)

Рабочей группой заслушан доклад: генерального директора АО «ИЦС» Юдина Михаила Юрьевича.

Рабочей группой рассмотрены презентационные материалы по закрытию 3 этапа ОКР «Разработка системы управления и проектирование буксира-автомата», шифр «Маяк-СУ-БА» (государственный контракт № 21411.1810190019.09.018 от 17.11.2021), выполняемой в рамках реализации федеральных и ведомственных проектов в сфере развития судостроения, являющихся структурными элементами государственных программ Российской Федерации:

Рабочая группа отмечает:

1) Оценка полноты представленной на рассмотрение документации.
Представленные в адрес рабочей группы доклады и презентационные материалы содержат неполную информацию, отражающую объемы выполненных работ и разработанной документации, решение задач и достижение целей рассмотренного
3 этапа ОКР.

2) Оценка соответствия полученных результатов этапа темы требованиям контракта.
Полученные результаты по выполнению 3 этапа ОКР «Маяк- СУ-БА», не полностью соответствуют требованиям государственного контракта и соотносятся со сроками выполнения согласно техническому заданию.

3) Прогноз перспективы использования результатов:

Область применения.

Морские порты и терминалы, на которых осуществляется перевалка опасных грузов, буксирные компании, портовые флоты, осуществляющие буксировку и швартовку судов в акватории портов и узкостях. Возможность применения в составе перечисленных флотов автономных буксиров в сочетании с системами автономного судовождения (САС) в порту позволит значительно повысить скорость, эффективность и безопасность портовых операций, диспетчировать работу всех буксиров порта как единое целое.

Потенциальные потребители: морские порты и терминалы, на которых осуществляется перевалка опасных грузов, буксирные компании, портовые флоты, осуществляющие буксировку и швартовку судов в акватории портов и узкостях, заводы-строители судов и морской техники, предприятия нефтяной и газовой промышленности (при работе на шельфовых месторождениях).

4) Предложения по вопросу закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД).
Исключительные права на результаты интеллектуальной собственности, созданные в рамках государственного контракта на ОКР «Маяк-СУ-БА», принадлежат Российской Федерации в лице Минпромторга России.

5) Выводы и рекомендации рассмотрения результатов ОКР:
Представленные доклад и материалы не позволяют сделать вывод о выполнении в полной мере требований Технического задания ОКР.

Рабочая группа рекомендует:

  • получить СТО Российского морского регистра судоходства на систему
  • СКУ ТС и СУБО;
  • устранить замечания Российского морского регистра судоходства по AIP, в части получения протокола на соответствие судовым условиям эксплуатации (механическим, климатическим и ЭМС)  на систему СИУД;
  • получить заключение Российского морского регистрра судоходства (РС)  со списком замечаний нецелесообразных и невозможных к исправлению до этапа постройки в рамках одобрения документации на буксир-автомат или со списком отступления от Правил РС;
  • исполнить рекомендации заседания рабочей группы от 16.02.2023 №4/40 по оценке применения электромагнитного устройства на буксире, в том числе представить расчет усилий, энергетические расчеты, оценку безопасности перевозимых грузов;
  • оформить аттестацию испытательного стенда в соответствии с ГОСТ Р 8.568-2017.


Рабочая группа решила повторно рассмотреть результаты выполнения 3 этапа ОКР «Маяк-СУ-БА» после устранения замечаний.